• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Доклад Ольги Митиной «Теория взаимодействия систем личности Ю. Куля и ее операционализация»

Митина Ольга Валентиновна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения и психосемантики МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник лаборатории политической психологии БелГУ.

16 декабря в рамках очередного заседания Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации состоялся доклад Ольги Валентиновны Митиной "Теория взаимодействия систем личности Ю.Куля и ее операционализация".

Ольга Валентиновна ознакомила сотрудников лаборатории с основными положениями теории и рассказала о ее операционализации. Ольга Валентиновна занимается адаптацией методик Ю. Куля для России.

Ю. Куль предполагает, что в основе регуляции поведения, мотивации и эмоций лежат четыре когнитивные системы, и рассматривает человека как совокупность этих взаимодействующих систем, регулируемых на разном уровне. Первая активизируется, когда человек чувствует себя расслабленно, это интуитивная система, называемая расширенной памятью. Эта система отвечает за интуитивное принятие решений, гибкость, креативность, жизнестойкость, вовлеченность. Вторая система называется "распознавание объектов" и активизируется, когда человек испытывает тревогу. Она фокусируется на актуальных потребностях, которые должны быть немедленно удовлетворены. Третья, аналитическая система, называется "память намерения" и активизируется, когда люди ощущают уныние. Эта система формирует планы, помогающие справиться со сложностями. Четвертая система называется "интуитивный контроль поведения" и активизируется, когда поведение соответствует ценностям человека, и возникают позитивные чувства. Эта система реализует намерения и координирует действия в соответствии с планом.

ТОП-диагностика – это диагностическая батарея, разработанная на основе теории Ю.Куля. В оригинале теория называется PSI – Personality System Interaction.

Методики ТОП-диагностики позволяют сканировать различные функциональные уровни «Я», начиная с уровня первичных реакций, обусловленных элементарными процессами (ощущением, интуицией), поведенческого, темпераментального, эмоционального, уровня копинг-стратегий, мотивационного, уровня сложных процессов (мышления, целостного чувствования, задействующих в том числе личностный опыт), и заканчивая формирующимися на их основе вторичными реакциями, проявляющимися в том или ином способе саморегуляции.

Батарея ТОП диагностики включает тесты аффективных состояний, измеряющих, в какой степени у испытуемого выражен позитивный и негативный аффекты, моторная активация, сенсорное возбуждение, спокойствие, страх. При этом выраженность состояний определяется в начале тестирования и в конце. Изменение аффекта от первого ко второму измерению важно для определения аффективных способностей, реакций на сложные или дискомфортные условия. Кроме стандартного опросника (самоотчета), диагностирующего эксплицитные аффекты, с помощью приписывания эмоций бессмысленным словам определяется выраженность имплицитных аффектов. Специальный опросник определяет эмоциональные и когнитивные стили поведения: автономия, своеволие, отчуждение, самокритичность, тщательность, предчувствующий стиль, амбициозность, критичность, лояльность, спонтанность, любезность. Тест способности к самоуправлению определяет возможность волевой корректировки первичных реакций, а также возможные затруднения такой компетенции при стрессе или фрустрации. Тест включает следующие шкалы: самоопределение, самомотивацию, саморелаксацию; когнитивный и аффективный самоконтроль, инициативность, волевую активность, силу концентрации; доступ к себе, преодоление проблем, интеграцию, ощущение нагрузки, ощущение угрозы. Два теста в системе ТОП измеряют выраженность и типичные формы реализации мотивов власти, достижения, аффилициации, самореализации. Еще один тест позволяет оценить степень контроля за действиями и измеряет диспозиции личности по шкалам ориентации на действие в случае неудачи и ориентации на действие в случае планирования.