Осенняя школа "Ресурсы психологического благополучия"
Как связаны мотивация, саморегуляция и благополучие? Каковы социокультурные предикторы психологического благополучия? В чем состоят базовые психологические потребности человека? Как изменение цели влияет на благополучие? Эти и многие другие вопросы обсудили сотрудники Лаборатории в рамках осенней школы "Ресурсы психологического благополучия" для студентов, аспирантов и научно-педагогических работников (18-22 сентября).
Открытие школы началось с выступления заведующего Лаборатории, профессора, доктора психологических наук – Леонтьева Дмитрия Алексеевича, с лекцией на тему «Мотивация, саморегуляция и благополучие». В лекции была предпринята попытка построить концептуальную общетеоретическую рамку, используя именно такой порядок слов (как в теме), поскольку это соответствует логике обсуждения этих ключевых понятий через их взаимодействие между собой. В продолжение второго дня выступил доцент Университета Парижа Нантерр (Франция), кандидат психологических наук – Осин Евгений Николаевич с лекцией на тему «Социокультурные предикторы психологического благополучия». На лекции были подняты вопросы, что такое «хорошее общество» с точки зрения позитивной психологии, каковы социальные предикторы благополучия: деньги, социальная система, свобода, отношения, а также какова роль культуры в благополучии, в частности, индивидуализма и коллективизма, роль ценностей, эволюция ценностей и динамика благополучия.
Это потрясающее мероприятие. Я первый раз участвовал в таком формате, на самом деле. И это такой прямо научный интенсив. Я старался делать записи по ходу всех выступлений, очень много интересных мыслей себе отметил. И к этим записям я еще буду в будущем возвращаться, рефлексировать их, как-то использовать в своей научной деятельности, да и просто в практиках в жизни. Так что я благодарен всем спикерам на этом мероприятии за то, что вы поделились своим опытом и своими знаниями.
Дмитрий Коршунов, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, магистр 2 курса ОП Позитивная психология ФСН
Второй день школы продолжился выступлением Евгения Николаевича Осина о психологическом благополучии россиян. В рамках обсуждения было поставлено два исследовательских вопроса: что мы знаем о благополучии в контексте российской культуры, и какова динамика благополучия россиян и от чего она зависит. Эта тема была поддержана Гордеевой Тамарой Олеговной, ведущим научным сотрудником Лаборатории, доктором психологических наук, в своей лекции «Благополучие и миграционные намерения российской молодежи», где Тамара Олеговна рассмотрела проблему миграции через призму позитивной психологии.
Спасибо большое за организацию, и за такую атмосферу. Мне эта школа пришлась на окончание вступительных экзаменов в аспирантуру. Так что по вечерам было очень приятно и важно послушать про благополучие и счастье. Очень много ценных идей, и очень глубоко представлены темы всеми спикерами. И беру с собой багаж инсайтов, над которыми еще предстоит подумать. Пусть таких мероприятий будет больше.
Елена Дворская, студентка факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Третий день школы был полностью посвящен выступлению Мартина Линча, PhD, доцента Университета Рочестера (США), с лекцией на тему «Базовые психологические потребности с точки зрения теории самодетерминации». Мартин Линч рассмотрел проблему мотивации в рамках теории самодетерминации и ее связь с благополучием, подробно объяснил идею базовых психологических потребностей и критерии их выделения, рассмотрел практические возможности применения имеющихся данных.
Большое всем спасибо и за подготовку занятий, лекций, вообще всего материала. Так получилось – может быть, не случайно, - что на протяжении всей школы мои коллеги, которые не являются психологами, стали использовать в своей речи много терминов из позитивной психологии. И до начала школы у меня был вопрос: мы так много знаем, столько сведений, так теоретически всё осмыслено глубоко, но где оно всё в плоскости практической? И теперь мне кажется, что идеи внедряются, распространяются. И я хочу пожелать, чтобы мы участвовали активно в этом процессе, не отдавали это на естественный ход вещей, а самостоятельно пытались внедрять это еще в большем количестве. Поскольку все результаты исследований очень продуктивны и могут способствовать улучшению различных областей жизни человека.
Никита Колачев, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ
Следующий день школы был посвящен выступлениям Рассказовой Елены Игоревны, ведущего научного сотрудника Лаборатории, кандидата психологических наук, доцента МГУ им. М.В. Ломоносова. На первой лекции «Изменение цели и психологическое благополучие» Елена Игоревна предложила идею о том, что умение отказываться от цели может выступать как важный личностный ресурс, который обеспечивает психологическое благополучие человека. В рамках второй лекции «Возможности третьей волны когнитивной терапии в работе с психологическим благополучием» обсуждались некоторые связи третьей волны когнитивно-бихевиоральной терапии с возможностями улучшения субъективного благополучия и позитивной психологией в целом.
Мне хочется отдельным образом подсветить момент того, насколько прекрасно это само по себе появилось пространство, в котором получилось вживую задавать и актуальные вопросы, и делиться своими мнениями, и наверное просто побыть в какой-то такой сопричастности и удовлетворить свою потребность в связанности, и просто насладиться чем-то очень прекрасным, и настроиться на эту прекрасную осень и научную жизнь. Спасибо вам большое за вдохновение!
Антонина Новикова, магистр 2 курса ОП Позитивная психология ФСН
В завершение осенней школы выступил Леонтьев Дмитрий Алексеевич с лекцией «Позитивная психология 2.0 и 3.0: сила личности в сложные времена», где были рассмотрены особенности развития позитивной психологии как научной области и ее связь с другими направлениями. В рамках круглого стола с участием всех лекторов были обсуждены основные итоги школы и направления, в которых может идти развитие позитивной психологии.
После каждой лекции была организована дискуссия с участниками школы, где все желающие могли задать свои вопросы и предложить собственные идеи и комментарии по предложенной теме.