Позитивная психология мотивации в турбулентное время
С 16 по 17 декабря 2021 года в НИУ ВШЭ прошла зимняя онлайн школа «Позитивная психология мотивации в турбулентное время», организованная лабораторией.
Преподавателями школы выступили ведущие российские и зарубежные ученые, ассоциированные с НИУ ВШЭ: Леонтьев Д.А, Шелдон К.М., Осин Е.Н, Линч М, Гордеева Т.О. Научная программа школы состояла из 4 основных докладов ведущих ученых и мастер – класса Егоровой П.А., стажера – исследователя лаборатории
Спикером зимней школы выступил Дмитрий Алексеевич Леонтьев (НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией, доктор психологических наук, профессор)
Открытие школы началось с вводного доклада Леонтьева Д.А. «Психология мотивации в 21 веке»
Д.А. Леонтьев познакомил участников с главной тематикойшколы, которая непосредственно относится к нашей лаборатории, а именно – вопросы, затрагивающие психологию мотивации в 21 веке
Зимняя школа была посвящена тем новым вопросам, которые не могли возникнуть до «закрытого перелома» в классической психологии мотивации 20 века, а именно:
• вопросы социальной динамики, как мотивация людей отражает социальные контексты;
• вопросы качества мотивации, которая характеризуется не только предметной направленностью и интенсивностью, но и тем, с какими источниками может быть связана, когда побуждает к деятельности;
• вопросы управления мотивацией, возможности человеческой свободы;
• вопрос о стратегической мотивации в жизни в целом.
Дмитрий Алексеевич кратко обозначил основные задачи и направления в работе зимней школы, пояснил ее структуру
И передал слово Мартину Линчу (НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Лаборатории, университет Рочестера (США), Ph.D., Associate Professor), который открыл обсуждение поддержки мотивации, благополучия и успешности студентов в трудные времена .
Лекция Линча «Supporting student motivation, well-being, and success in a time of extremes» проводилась на английскомязыке.
Далее выступил, Евгений Николаевич Осин (НИУ ВШЭ, заместитель заведующего Лабораторией, кандидат психологических наук, доцент) с докладом «Позитивное образование: возможности поддержки психологического благополучия и развития жизнестойкости у детей и взрослых»
В докладе отмечалось, что позитивное образование может иметь место не только в средней школе, но и в высшем образовании и вообще на любом этапе жизненного пути. Позитивное высшее образование можно внедрять в любые курсы, так как есть конкретные способы поведения преподавателя, которые могут мотивировать и поддерживать студентов, а есть форма поведения преподавателей, которые фрустрируют студентов и в результате процесс обучения приносит не удовольствие, а страдание.
Мастер-класс, прошедший в рамках школы был посвящён мечте, её позитивно-психологическим аспектам. Мастер класс провела стажер-исследователь лаборатории, Полина Алексеевна Егорова . Участники школы на практике применяли главные правила, позволяющие обратиться к конструктивному мечтанию, а затем отметили прилив радости и ощущения расширения себя в мире.
Тамара Олеговна Гордеева (НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Лаборатории, МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования факультета психологии) выступила с докладом «Динамика внутренней мотивации и благополучия у российских подростков с 1999 по 2019 год». Участники школы активно предлагали собственные интерпретации падения уровня внутренней мотивации и благополучия у российских подростков.
Кеннон Шелдон (НИУ ВШЭ, научный руководитель Лаборатории, университет Миссури-Коламбия, США, Ph.D., Professor) сделал выступление на английском языке по теме: «Freely determined: What the new psychology of theself teaches us about how to live / Свободная детерминация: Что новая психология личности говорит нам о том, как жить»
Научный руководитель Лаборатории обсудил с участниками школы идеи, которые легли в основу его книги «Свободная детерминация: Что новая психология личности говорит нам о том, как жить», готовящейся к выходу в 2022 году.
Закрытие школы проводилось в формате общей дискуссии под руководством заведующего Лабораторией, Леонтьева Д.А.. В результате каждый из участников получил ценную обратную связь по своему исследованию от преподавателей, что позволило значительно усовершенствовать его.