Психология пандемического сознания
21 декабря прошел симпозиум,посвященный теоретическим и эмпирическим исследованиям проблемы совладания с ситуаций пандемии коронавируса (онлайн мероприятие прошло на платформе ZOOM).
Симпозиум был организован в рамках гранта , предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928)
Цель данного межвузовского научного симпозиума состояла в том, чтобы рассказать о результатах проведенных исследований, организовать научную дискуссию и активизировать интеграцию усилий в исследовании пандемического сознания.
В симпозиуме принимали участие ученые из НИУ ВШЭ, партнеры из МГППУ, НИ ТГУ, и зарубежные ученые, ассоциированные с НИУ ВШЭ.
Спикером симпозиума выступил Леонтьев Д.А. (д-р психол. наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ).
Открыл работу симпозиума Асмолов А.Г. (д-р психол. наук, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Школы антропологии будущего РАНХИГС, профессор-исследователь НИУ ВШЭ), который осветил ряд актуальных для психологической науки вопросов. В первую очередь это изменение психолингвистической реальности, вызванное пандемией, в частности, отраженное в названии симпозиума. Вопрос при этом состоит в том, изменяет ли язык наше сознание, или сознание нежестко определяется языком. Помимо этого, Александр Григорьевич затронул проблему социального констуирования страха и тревоги на фоне пандемии - «инфодемии», содержащей трансформации, которые могут навязываться сознанию в ситуации кризиса. Таким образом, встает вопрос, как строятся программы овладения, совладания с кризисом на разных управленческих уровнях.
Также Александр Григорьевич обратил внимание на проблему реконструкции перспектив в сложившихся условиях как на социо-глобальных, так и на индивидуально-личностных уровнях; на складывающийся образ общества как «коллективного больного», наделяющий сознание внутренней картиной болезни, что также конструирует новую реальность - «новую нормальность»; на проблему формирования избегающего и преадаптивного стиля реагирования на произошедшие изменения, что ставит вопрос о том, насколько психологи могут помочь обществу в развитии чувствительности к изменениям и их понимании. Таким образом, психология неопределенности и психология сложности выступают сегодня на передний план, наблюдается сдвиг от парадигмы человеческого капитала к парадигме человеческого потенциала и от актуальной к предиктивной диагностике. В сложившихся условиях необходимо изменить формулировку смысловой установки поведения от позиции пережидания к позиции «не пережидать, а жить».
С приветственным словом также выступила представитель Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала, О. В. Ворон (канд. филолог. наук, доцент, советник Института социальной политики НИУ ВШЭ)
Научная программа симпозиума состояла из 10 основных докладов ученых: из НИУ ВШЭ, из МГППУ, НИ ТГУ, и зарубежных ученых, ассоциированных с НИУ ВШЭ. Во всех докладах резюмировалось текущее состояние проблемы.
Данный симпозиум позволил установить важность учета восприятия изменений при пандемии не только как негативных, но и как позитивных – поиска ресурсов и возможностей. Личностный потенциал выступает как система ресурсов, способствующая эффективной саморегуляции, совладанию со стрессом и сохранению благополучия в ситуации пандемии.
Теоретические и эмпирические результаты проделанной работы вносят существенный вклад в развитие представлений о психологических ресурсах личности, которые играют критическую роль в совладании с негативными психологическими последствиями ситуаций неопределенности множественного кризиса, в частности пандемии COVID-19. На основании проделанной работы возможно построение новых гипотез об аспектах личностного потенциала, проявляющихся в условиях пандемической неопределенности.
Подводя итог работе симпозиума, Д.А. Леонтьев отметил: «Идея, замысел симпозиума, на мой взгляд, удался. Мы встретились и объединяемся в общем подходе к феномену пандемического сознания. Наши исследования показывают, что важно сместить центр активности и ожиданий от госструктур к конкретным людям, их сознанию, их смыслам, способности людей кооперироваться между собой и находить решения тех проблем, с которыми мы столкнулись».
Внизу выложены презентации:
Личностные ресурсы и учебная мотивация студентов, обучающихся онлайн, в период пандемии (PPTX, 352 Кб)
Личностные ресурсы как факторы субъективного благополучия людей в условиях пандемии (PPTX, 444 Кб)
Конструктивный оптимизм, нереалистичный оптимизм и стратегии совладания как предикторы благополучия во время COVID-19 (PDF, 912 Кб)
Как пандемия COVID19 влияет на жизнь европейцев? (PPTX, 2.53 Мб)
Представления о государственных мерах совладания с пандемией и личностное благополучие (PPTX, 1.67 Мб)
Эмоции и ориентировка в ситуации пандемической неопределенности: роль индивидуально-личностных особенностей (PPTX, 1.56 Мб)
Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания (PPT, 1.70 Мб)
От чего зависит правильное поведение в условиях пандемии: демографические переменные, личность и мотивация (PPTX, 1.77 Мб)
Индивидуальные представления о COVID-19 и пандемии: между тревогой и благополучием (PPTX, 1.70 Мб)
Роль оправдания системы в восприятии ситуации с COVID-19 в России (PPTX, 1.46 Мб)