• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Лучшие преподаватели НИУ ВШЭ

Сотрудники лаборатории попали в список Лучших преподавателей - 2021 по оценке студентов.

Традиционные выборы лучшего преподавателя Высшей школы экономики 2021 года состоялись.
В ходе выборов студенты голосовали онлайн в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов. Каждый студент мог указать в качестве лучших не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий.

Сотрудники лаборатории - Алена Золотарева и Евгений Осин - стали Лучшими преподавателями по оценке студентов.


"В работе преподавателя очень много неопределенности. Содержание курса, характер заданий, соотношение разных тем и форм работы — все это определяем мы сами. Учиться приходится на практике: ни один курс педагогики не расскажет, что хорошо работает именно для этой дисциплины и этих студентов, а что не очень. Поэтому я никогда не уверен в том, каким получается результат, и только обратная связь от студентов помогает понять, что мой курс для кого-то оказался интересным и полезным.
Конечно, быть названным в числе лучших — это важно и приятно. Но это не повод почивать на лаврах или, не оказавшись в этом списке, думать, что же ты сделал не так. Психометрика и теория вероятностей говорят, что результат такого рода оценки всегда зависит не только от качества моей работы, но и от того, на каком количестве программ разных подразделений я преподавал в этом году и как в этот раз разлеглась случайная ошибка измерения. По итогам десяти предыдущих лет я попадал в этот список хотя бы по одной категории с вероятностью 0,7, но такого, чтобы по трем категориям сразу, еще ни разу не было. 
Для меня это очень неожиданно, поскольку в этом году я впервые читал лекции в дистанционном асинхронном формате. Пандемия коронавируса дала возможность переработать курс, улучшить примеры и записать наконец видео на двух языках. Однако был ряд сложностей, я вижу, что еще многое в курсе нужно улучшить, чтобы выложить его в общий доступ, поэтому приятно удивлен, что и в новом формате мой курс «зашел». Помимо студенческой оценки есть и поведенческий индикатор: курс закончился в марте, а просмотры ключевых фрагментов продолжают расти и во время каникул. Значит, этот первый дистанционный блин вышел не совсем уж комом.
Абсолютно все отзывы студентов так или иначе полезны, особенно те, которые касаются проблем. Часть этих проблем «вечные»: мой курс читается сразу для нескольких магистерских программ, одни из которых готовят исследователей, другие — практиков, приходят на них как психологи с базовой подготовкой в области матметодов, так и гуманитарии, которые слово «стандартное отклонение» слышат впервые. Поэтому кому-то лекции кажутся слишком сложными и перегруженными, а кому-то, наоборот, хочется больше подробностей и более продвинутых тем. По соотношению противоположных критических отзывов я могу понять, что выдерживаю в целом правильную траекторию — такую, чтобы человек с любым бэкграундом нашел, выбрал и вынес для себя из курса что-то новое и полезное.
Другая часть проблем связана с переходом курса в дистанционный формат, и тут обратная связь от студентов помогает лучше понять, чего не хватает в первую очередь, чтобы в ближайшем будущем принять меры — в моем случае разработать новые тестовые задания, более четко дифференцировать обязательную и дополнительную часть материала с учетом специфики разных программ, внедрить форумы для интерактивного обсуждения материала на SmartLMS. Немножко забавляют комментарии типа «нам не сказали точно, как правильно» и «нам пришлось изучать самостоятельно»: друзья, как только вы начнете писать научные статьи, вы поймете, что у вас так будет всегда!
Cтуденческая оценка преподавателя (СОП) — это, безусловно, полезная практика, и неспроста она широко используется в мире. Критики говорят, что результаты СОП не связаны с реальными знаниями на выходе и что эта практика стимулирует преподавателей снижать уровень требований, чтобы понравиться студентам. В этом есть доля истины. Но важно помнить, что в наши дни результатом учебного курса является не столько знание формул и рецептов, сколько видение альтернативных возможностей своего развития как специалиста в рамках конкретной дисциплины и мотивация эти возможности самостоятельно и активно использовать. И вот с этой внутренней мотивацией к саморазвитию, которая только и важна в долгосрочной перспективе, как мне кажется, результаты СОП коррелируют куда сильнее, чем с конкретными знаниями, которые, к сожалению, имеют тенденцию забываться сразу после экзамена, как бы сильно преподаватель ни пытался их студентам в головы вбить.
СОП, как и любой другой инструмент, не стоит абсолютизировать: ее всегда нужно рассматривать в контексте, чтобы извлечь из нее максимум полезного опыта. Требует улучшения, пожалуй, не сама СОП, а то, как мы используем ее результаты. Я немножко знаком с преподаванием в британских университетах, и там преподаватель после окончания курса пишет краткую рефлексию: о чем говорит обратная связь от студентов, что в этот раз при чтении курса мне удалось хорошо, а что не очень, с чем связаны критические отзывы, можно ли что-то изменить, чтобы улучшить опыт взаимодействия с курсом для будущих студентов, и если да, то что конкретно я планирую сделать иначе в следующий раз, когда буду читать этот курс. Было бы классно создать и у нас какую-то рамку для такого рода рефлексии, но так, чтобы это был не очередной обязательный отчет ради отчета, а возможность, если хочется, в кругу коллег-преподавателей поделиться своими удачными рецептами, свежими ошибками и мыслями о том, как их исправить.
Мне кажется, очень важно не обесценивать СОП. Как бы идеально ни читался курс, критические отзывы студентов будут — и должны быть — всегда, получать их не стыдно. Наоборот, поводом задуматься скорее должно быть полное отсутствие развернутой обратной связи. В высшем образовании перед нами стоят очень сложные задачи, и мы их, как тот пианист из анекдота, всякий раз решаем как умеем. И чтобы мы решали их лучше, нам нужны студенты, которые честно скажут нам, каким этот опыт нашего общения оказался для них".