Особенности процесса сепарации у подростков и молодых взрослых
28 июня состоялся научный семинар «Особенности процесса сепарации у подростков и молодых взрослых» с участием сотрудника Лаборатории, кандидата психологических наук Егоровой Полины
За последние несколько лет подростки и юноши пережили много событий истолкнулись с резкими переменами в привычной жизни: дистанционный формат обучения во время пандемии, угроза жизни близких, переезд в другую страну, отъезд близких друзей и родственников, разделенность семьи и т.п. Тема и содержание семинара основаны на наблюдении и результатах психотерапевтической работы с подростками (14-18 лет) и молодыми взрослыми (18-23 года) и содержат ряд предположений и том, как визменившихся условиях решаются возрастные задачи. Основное внимание во время семинара было посвящено обсуждению процесса сепарации.
Наше понимание психологических особенностей подросткового и юношеского возрастов основано на концепциях о возрастной периодизации Л.С. Выготского (Выготский, 2002, 2021), Д.Б. Эльконина (Эльконин, 1971), а также на работы Э. Эриксона (Эриксон, 2000, 2006). Основные задачи подросткового возраста: построение идентичности, постепенная сепарация от родителей и обретение личностной автономии, дальнейшая социализация в группе сверстников, расширение временной перспективы и планирование своего жизненного пути, формирование мировоззрения, освоение телесности, сексуальности, полоролевая идентичность (Выготский, 2021; Эльконин, 1971,Эриксон, 2000). Основные задачи подросткового возраста нередко перетекают иконкретизируются в юношеском возрасте, добавляя к ним построение близких любовных отношений, выбор и освоение профессии и личностное самоопределение (Эриксон, 2006; Кон, 2011).
Теме сепарации посвящено достаточно большое количество работ, преимущественно в сфере прикладных теорий. Важную работу по систематизации представлений о сепарации проделана в книге Н. Е. Харламенковой, Е.В. Кумыковой и А.К. Рубченко «Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы» (Харламенкова, Кумыкова, Рубченко, 2015). Авторы выделили несколько основных подходов к пониманию и описанию процессов сепарации. 1) Психоаналитическиеконцепции (классический психоанализ, теория объектных отношений, Эго-психология), врамках которых основное внимание уделяется ранним сепарационным процессам (рождение, отлучение от груди, ранняя разлука с матерью) и их влиянию на последующееразвитие ребенка. Движение от симбиотических процессов к сепарации и автономии происходит благодаря интернализации отношений с объектом и обеспечивается чутким и поддерживающим отношением матери и других заботящихся взрослых. 2) Теории привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), в которых постулируется важность качествапривязанности между ребенком и взрослым: чем больше безопасности, доверия,надежности обеспечивает заботящийся взрослый, тем больше ребенок способенсамостоятельно исследовать мир. 3) В теориях научения (А. Бандура, Н. Миллер и Д.Доллард) основное внимание уделяется исследованию не только возможностиподражания за моделью, но и агрессии как важному фактору сепарации, а такжесаморегуляции человека. 4) В теории поля К. Левина личность и его окружениесоставляют единое жизненное пространство. Развитие личности и ее автономия связаны спроцессами дифференциации («регионов» внутри личности и среды) и интеграции(организации) личности. Процесс сепарации связан с уменьшением непосредственнойзависимости личности от процессов, происходящих в среде, а также прямого влияниявнутриличностных регионов друг на друга. Во многом опираясь на идеи гештальт-психологии, Ф. Перлз ввел понятие организмической саморегуляции, естественного,присущего человеку процесса установления контакта с собой и миром, который позволяетпереживать целостность личности в контакте со средой в ситуации «здесь и сейчас». Ф. Перлз понимал зрелость как способность перейти от внешней поддержки, регуляции иконтроля к самоподдержке, а также ясное переживание своей связности с Другим и, одновременно, отдельности от Другого (понятие границ). 6) Субъектно-бытийный подход и теория психологической суверенности описывает и исследует субъектность, стремлениечеловека быть автором своей жизни, а также механизмы становления суверенности иавтономии человека, стремящегося к самореализации. В работах С. К. Нартовой-Бочавервводится понятие суверенности, которая проявляется в аутентичности собственногобытия, «в ощущении своей умелости в пространственно-временных ценностных обстоятельствах своей жизни», переживании целостности личности, авторства своей жизни, ясности и гибкости личностных границ.
Авторы подробно описывают 2 вида сепарации: внешнюю (автономия в отношениях, принятие ответственности, проявление самостоятельности, инициативы) и внутреннюю (сепарацию «Я» от внутренних объектов и сепарацию образа «Я» внастоящем от образа «Я» в прошлом и будущем). А также механизмы, которые способствуют успешной внешней (дифференциация ролей и функций субъектов в значимом психологическом поле, сепарация субъекта от собственных малоэффективных стратегий поведения) и внутренней (рефлексия, механизмы внутренней независимости и принятия) сепарации.
Описывая процесс сепарации у подростков и молодых взрослых, мы опираемся напредставление о развитии личности в школе К. Левина, представлении об осознанности, организмической саморегуляции и самоподдержке, разработанные Ф. Перлзом, Р. Хефферлайном и П. Гудменом, концепции сепарации, описанной Н.Е. Харламенковой, Е.В. Кумыковой и А.К. Рубченко и периодизации психического развития в отечественной школе (Выгосткий, Эльконин, Божович, Личина) и теории Э. Эриксона.
Важным понятием для описания процессов сепарации также является понятие саморегуляции, который включает ориентировку в мотивах и целях личности, и вероятности их достижения, принятие на себя ответственности и инициативы за их реализацию, гибкость и творчество на пути их достижения, оценку действий по достижению целей, способность к принятию критики и, наконец, способность осмыслить полученный результат, соотнести его с изначальными целями и ценностями (Леонтьев,2007, 2016).
В качестве механизмов успешной сепарации подростков и молодых взрослых мымогли бы выделить:
- Дифференциацию ролей и функций (за что отвечает подросток, за что отвечают значимые взрослые, возможности, ресурсы и ограничения подростка и значимых взрослых)
- Дифференциацию собственных желаний, мечтаний, целей и ценностей (в том числе от желаний значимых взрослых и от собственных нерелевантных желаний, ценностей, стремлений)
- Дифференциация среды (возможности и ограничения жизненного пространства)
- Дифференциация и расширение временной перспективы
- Развитие близких неситуативных дружеских и любовных отношений
- Развитие и поддержка конструктивного мечтания как важной формы проявления интенциональности и авторства собственной жизни
- Постановка цели, принятие ответственности за ее удерживание и достижение, развитие навыков настойчивости и поиска «обходных путей» (переход от полевого к волевому поведению в концепции К. Левина)
- Развитие навыков самоподдержки в случае неудачи, принятие своего несовершенства. Наши предположения, основанные на наблюдениях во время психотерапевтической работы, нуждаются в дальнейшей проверке и могут быть темами будущих исследований.