Категория возможного в психологии личности: новые перспективы исследований
15 сентября состоялась открытая лекция стажера-исследователя Лаборатории, преподавателя департамента психологии, аспирантки 3 года аспирантской школы по психологии, Гришутиной Милены на тему "Категория возможного в психологии личности: новые перспективы исследований"
"Личность — возможность самой себя, которая не исчерпывается никакой самореализацией", — словами М.Н. Эпштейна можно обобщить значимость категории возможного для психологии личности. Тенденция современных исследований фокусироваться на ‘возможных’ феноменах позволяет психологии личности открывать новые горизонты для ее изучения, обогащая уже существующие теории, а также создавая новые концепции и методы. ‘Возможное’ зачастую ассоциируется с неопределенностью и нестабильностью, из-за чего погружение в тему создает впечатление погружения в омут философского знания, которое недоступно полноценному пониманию. Несмотря на это, рассмотрение философских идей о возможной модальности мышления делает очевидными причины, по которым значение данной категории критично при исследовании личности. Феномен Возможного Я, который наиболее целостно воплощает идею о возможном в рамках психологической науки, позволяет по-новому взглянуть на то, как именно человек проявляет себя в позиции активного агента, способного реализовывать собственные желания, мечты и предотвращать воплощение страхов. Данный ‘возможный’ феномен позволяет ближе соприкоснуться с мотивацией личности, непосредственно связанной со многими ресурсами личностного потенциала.