• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффекты медитативных практик у студентов: личностно-ориентированный подход

Стажер-исследователь Лаборатории Антонина Новикова рассказывает о работе проектной группы, изучающей влияние медитативных практик на психологическое благополучие, мотивацию и саморегуляцию студентов

В 2023 году мы с командой исследователей приняли смелое решение опроведении исследования с использованием медитативных практик для студентов. Нами была разработана авторская программе на основе существующего и доказавшего свою эффективность курсе по повышению осознанности и снижению стресса «Mindfulness based stress reduction». Мы добавили теорию из области позитивной психологии с различными моделями психологического благополучия и современными теориями.

Так, целью нашего исследования являлось изучение совместного влияния медитативных практик, а также обучения им и отдельным темам позитивной психологии, на психологическое благополучие, мотивацию и саморегуляцию студентов. В сути мы поставили перед собой цель обучить студентов практикам самопомощи, которые вместе с психологическим образованием смогли бы стать эффективным инструментом саморегуляции.

В результате было проведено два очных курса и два курса в онлайн формате. Каждый курс длился 8 недель. Всего приняли участие 78 студентов преимущественно нашего университета различных программ бакалавриата (психологии, медиа-коммуникации, компьютерных технологий). Это был ценный опыт и для участников, и для нас как организаторов и исследователей. Проводила все встречи я лично и судя по полученным отзывам, наша программа стала своегорода «точкой невозврата» для студентов. По сей день ребята говорят об изменениях в своих жизнях не только в академическом плане, но и в личном.

Научные результаты пилотажного исследования в свою очередь свидетельствуют о снижении стресса, тревоги, избегания и неконтролируемости эмоций, повышении психологического благополучия и снижение фрустрации потребностей в автономии и компетентности.

Несмотря на то, что нам не удалось подтвердить непосредственные средние и сильные эффекты от медитативных практик, практикуемых в течение 6-8 недель, мы ожидаем, что обучение благополучию при постоянной практике может оказывать долгосрочные эффекты на благополучие студентов.