• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Благополучие и саморегуляция студентов и аспирантов: подход позитивной психологии

23-25 октября сотрудники Лаборатории Димидов Владимир Олегович и Марчук Лариса Андреевна представили собственные доклады в рамках XV Международной «Конференции исследователей высшего образования» НИУ ВШЭ

Доклад Димидова Владимира был посвящен феномену воспринимаемой инструментальности в структуре регуляции учебной деятельности. Была продемонстрирована методика Диагностики инструментальности деятельности, направленной на изучение того, сознает ли студент, насколько текущая деятельность способствует его будущему. Инструментальность учебной деятельности оказалась связанной с компонентами оптимального переживания, регулирующего эту деятельность. В ходе обсуждения с членами конференции были сформированы пути дальнейшей детализации этого феномена и рассмотрены возможности применения методики в исследованиях высшего образования.

Лариса Марчук представила доклад на тему «Стили научного руководства как факторы благополучия или выгорания аспирантов». Отношения с научным руководителем и стили научного руководства выступают одним из решающих факторов как благополучия, так и возможного отсева аспирантов. Была представлена серия исследований с апробацией разработанного авторского опросника стилей научного руководства, основанного на положениях теории самодетерминации о роли удовлетворенности базовых психологических потребностей для качества мотивации. В докладе отмечалось, что автономный и структурирующий стили научного руководства являются факторами благополучия, тогда как контролирующий и хаотический стили научного руководства являются факторами выгорания. Качество мотивации опосредует влияние стилей научного руководства на благополучие и выгорание аспирантов. Обнаружены статистически значимые зазоры оценок аспирантами текущих и желаемых стилей научного руководства, кроме контролирующего стиля. Соответственно, автономный и структурирующий стили наиболее благоприятны для аспирантов, овладение ими, а также снижение использования неблагоприятных демотивирующих стилей (контролирующего и хаотического) могут стать мишенями работы при организации повышения квалификации научных руководителей.

Программа и подробная информация
 о конференции.