Взросление как становление автономной личности
Особую роль при переходе от детства к взрослости играет становление самодетерминации – интеграции свободы и ответственности – в процессе прохождения подросткового кризиса. С докладом выступил завующий лаборатории Дмитрий Алексеевич Леонтьев
Выступление проходило на открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ 04 декабря 2018 г. В докладе были представлены результаты исследований индивидуальных траекторий развития автономной личности через становление свободы и ответственности.
Личность – это то, что человек может противопоставить внутренним импульсам и внешним давлениям. Развитие личности нельзя свести к биологическому созреванию или к усвоению культурного опыта. Развиваясь, личность постепенно овладевает собственным поведением, учится регулировать телесные импульсы и отделяться от симбиотических связей. «Социальные ситуации развития» способствуют становлению социально предсказуемой личности в детстве, после совершеннолетия развитие становится факультативным и управляется индивидуальными задачами. Суть личностного развития заключается в изменении форм и механизмов саморегуляции и не привязана к возрастной периодизации.