• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вклад мотивации и саморегуляции в успешность футболистов

На открытом семинаре лаборатории исследовательница рассказала, что влият на успешность игры в футбол.

Вклад мотивации и саморегуляции в успешность футболистов

Современные тенденции развития футбола диктуют постоянное повышение требований к уровню подготовки игроков. Полная реализация физических, интеллектуальных и других способностей, необходимых в спорте, во многом зависит от личности спортсмена-футболиста и способности игрока управлять своими способностями. В связи с этим изучение специфических личностных качеств профессиональных футболистов, вносящих свой вклад в спортивные результаты, является востребованной и отвечающей практическим запросам темой. 

Настоящее исследование по вопросам характеристик личности как предикторов успешности в профессиональном футболе проводилось с целью выявить вклад характеристик мотивации и личностного потенциала в успешность профессиональных футболистов, а именно игры в футбол.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования, а также на основании проведенного анализа научно-методической литературы была подобрана батарея методик по тестированию мотивации и личностного потенциала: Универсальная шкала типов мотивационной регуляции (Шелдон, Сучков и др., 2015); Шкала «поток в профессиональной деятельности» (Леонтьев Д.А., 2015), Методика диагностики переживаний в деятельности (Леонтьев Д.А., 2015), Шкала общей самоэффективности (Шварцер,  Ерусалем, 1996), Тест самоконтроль (Гордеева, Осин и др., 2016), Сокращенный варианта теста жизнестойкости (Рассказова, Леонтьев Д.А., 2016), Восьмицветовой тест М. Люшера (Люшер, 2007) и на его основе числовое вычисление работоспособности по формуле коэффициента вегетативного тонуса (Шипош, 1980). Основанием подбора методик является их адаптированность и успешное применение в других научных исследованиях. 

В настоящем исследовании приняло участие 67 футболистов, в возрасте от 18 до 22 лет, и относящихся к трем разным командам, и три тренера, являющиеся главными тренерами исследуемых нами команд. 

В результате проведенного исследования было выявлено следующее: 

  •   Уровень подготовленности игроков к сезону предсказывают ряд психологических характеристик, а именно внешние формы мотивации и составляющая жизнестойкости вовлеченность. Эти выделенные личностные характеристики отрицательно взаимосвязаны с тем, в какой спортивной форме находятся игроки в течение сезона;
  •   В то, как реально выступают игроки исследуемых нами команд в сезоне 2020/2021, вносят свой положительный вклад психофизиологическая работоспособность и переживание игроками удовольствия в свободное от футбола время. Такие результаты свидетельствуют о важности того, что происходит в жизни профессиональных спортсменов, когда они находятся «за футбольным полем»;
  •   Внутренняя мотивация, самоконтроль и переживание игроками смысла и усилия в процессе тренировочной и соревновательной деятельности вносят положительный вклад в самооценки игроков своего психологического и физического состояния.

Изучение психологических характеристик (в том числе мотивации и саморегуляции) рассматривается для улучшения прогнозирования деятельности футболистов и команды в целом, для более целенаправленной работы психолога и для решения одной из главных проблем в современном футболе – приведения игрока в оптимальную форму и сохранение этого состояния в течение сезона. Настоящее исследование – это еще один шаг в направлении решения этих задач.

Научный доклад представила Бушманова Марина Евгеньевна - аспирант факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ссылка на запись и презентация (PPTX, 310 Кб).