• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили на международном симпозиуме

Дмитрий Леонтьев выступил с докладом  «Л.Н. Толстой и его дифференциальная философия жизни».

Психологические проблемы смысла жизни и акме обсудили на международном симпозиуме

13-14 апреля прошла XXVII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме», темой которого стало «Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт».

Дмитрий Алексеевич Леонтьев, доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, ординарный профессор НИУ ВШЭ, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, выступил с докладом «Л.Н. Толстой и его дифференциальная философия жизни».

Д.А. Леонтьев остановился на философских аспектах творчества Л.Н. Толстого: «У Толстого обнаруживается много идей, предвосхитивших идеи философов и психологов XX века, в частности, касающихся проблемы смысла жизни, а также проблемы человеческого блага и жизни вообще». Он отметил работу Л.Н. Толстого «Исповедь» как «первую книгу в мировой литературе, посвященную поискам и механизмам обретения смысла жизни».

Дмитрий Алексеевич привел примеры идей Л.Н. Толстого, которые опередили или перекликаются с идеями Зигмунда Фрейда, Виктора Франкла, Альфреда Адлера и Макса Шеллера.

В заключение своего выступления Д.А. Леонтьев рассказал, что за несколько месяцев до смерти Л.Н. Толстой вывел в афористической форме ключевую идею своих дневников: «Человек сознает себя богом, потому что бог есть в нём. Сознает себя свиньей, и он тоже прав, потому что свинья тоже есть в нём. Но он жестоко ошибается, когда сознает свою свинью богом». Дмитрий Алексеевич добавил, что и в других своих работах Л.Н. Толстой призывал различать внутри себя свинью и бога и двигаться к богу, преодолевать свинью в себе.

На финальную часть доклада Д.А. Леонтьева откликнулась Е.Е. Сапогова, задавшая вопрос: «Если жизнь востребует только свинью в человеке — и не бога, то какова жизненная траектория? Что произойдет с внутренним богом?» Д.А. Леонтьев ответил: «Кризис, конечно, будет… Даже если жизнь востребует свинью — есть люди, которые идут по пути наименьшего сопротивления, есть те, кто готов удерживать в себе что-то ради самих себя. То, что называется человеческое достоинство. Достоинство — та планка, которую человек устанавливает сам себе, игнорируя планки, которые устанавливает окружающая среда. Человек — вопреки тому, что окружающая среда востребует от него свинью, — находит в себе ресурсы двигаться к богу».

Материал взял с ресурса.