Страсть к работе
Когда коллеги одержимы работой.
Сначала коротко
Ситуация: Серьёзная увлеченность работой или хобби считается одним из составляющих психологического благополучия личности.
На деле: Страсть к работе может быть гармоничной и позитивно влиять на психику и жизнь человека, а может быть одержимой и действовать разрушительно
Теперь подробнее
Учёные из Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ адаптировали на русский язык шкалу страсти к делу. Она позволяет определить, какой тип страсти человек испытывает к своему профессиональному занятию, учёбе или хобби. Шкала была разработана канадским учёным Робертом Валлерандом, автором дуалистической модели, разграничивающей гармоничную и одержимую страсть к деятельности. Результаты исследования представлены в журнале НИУ ВШЭ «Организационная психология».
О чём речь?
Понятие «страсть» (от лат. passio — страсть, страдание) в традиционных философских и теологических трудах отождествлялось с физическими и душевными страданиями. Лишь в начале нулевых канадский психолог Роберт Валлеранд предложил новое понимание страсти как «сильной склонности к деятельности, которая нравится людям и соответствует их идентичности, которую они считают важной, и в которую они вкладывают свое время и энергию». «Страсть, таким образом, связана с мотивацией, определяемой, в самом общем виде, как «гипотетический конструкт, используемый для описания внутренних и/или внешних сил, которые отвечают за инициацию, направление, интенсивность и постоянство поведения», — пишут авторы исследования.
Учёные отмечают, что есть принципиальное отличие страсти от феномена внутренней мотивации личности, рассматриваемого в рамках теории самодетерминации. Заключается оно в том, что деятельность, являясь предметом страсти, — не просто приятна и интересна (что соответствует полюсу внутренней мотивации). Она ещё и включается в более широкий жизненный контекст и воспринимается как осмысленная и соответствующая представлению человека о самом себе. Это постоянная и неотъемлемая часть его жизни.
Регулярная вовлеченность в подобную деятельность, по мнению Валлеранда, способствует получению периодической порции счастья. А это, в свою очередь, позитивно влияет на психологическое функционирование.
Новое понимание страсти лежит в основе дуалистической модели, разграничивающей гармоничную и одержимую страсть. Эта модель, ставшая одной из самых влиятельных в психологии мотивации и эмоций, описана в книге Валлеранда The Psychology of Passion: A Dualistic Model(«Психология страсти: дуалистическая модель»). В случае гармоничной страсти люди по своим внутренним желаниям и побуждениям выбирают привлекательные для себя занятия, а в случае одержимой — они испытывают некое довлеющее побуждение для участия в привлекательных занятиях.
В то же время одержимая страсть не тождественна зависимости. При одержимости человеку всё-таки нравится делать то, к чему он испытывает страсть. Но эта страсть может поглощать его целиком. «Он готов бросить всё остальное, но вот именно это — оно всё ещё доставляет ему удовольствие и радость. Тогда как зависимость означает, что человек уже не хочет это делать, он хочет остановиться, но не может», — рассказываетВаллеранд в одном из своих интервью.
Исследования показывают, что страсть к делу тесно, а порой, как отмечают авторы исследования, парадоксально связана с физическим и психологическим здоровьем. Так, например, по результатам одного эксперимента, страсть к делу стала сильным предиктором увеличения вероятности злоупотребления алкоголем. Правда, одержимая страсть более надежно предсказывала негативные последствия этого злоупотребления. Другое исследование выявило, что студенты с гармоничной страстью к учёбе вели более здоровый образ жизни, чем одержимые учёбой студенты, имеющие склонность к зависимости от психоактивных веществ и физических упражнений.
Психологи также приводят в пример данные экспериментов с добровольцами, помогающими населению в чрезвычайных ситуациях. У волонтёров с гармоничной страстью чаще росло физическое благополучие и удовлетворённость миссией. В то же время одержимая страсть обычно вызывала ухудшение здоровья, усиление соматических жалоб и появление размышлений, способствующих развитию посттравматической симптоматики.
Шкала страсти к делу была опубликована Робертом Валлерандом и его коллегами в 2003 году в известной статье «Страсти души: об одержимой и гармоничной страсти». Методика позволяет диагностировать и классифицировать страсти человека к учебной, профессиональной, спортивной и прочим видам деятельности, из-за чего является базовым инструментом для оценки страсти в зарубежной науке и практике.
Во многих исследованиях шкала была апробирована на выборках спортсменов, чья страсть к делу лежит в основе их жизненного стиля и профессиональной деятельности. «Так, например, высокие показатели страсти демонстрировали хоккеисты, баскетболисты, спортсмены по синхронному плаванию и водному поло, лыжники, танцоры сальсы и танца живота», — комментируют авторы. При этом до вновь проведённой работы не было ещё ни одного исследования с участием людей, занимающихся зимним плаванием.
Как изучали?
В исследовании приняли участие 659 русскоязычных респондентов (307 мужчин и 352 женщины) в возрасте от 18 до 72 лет со стажем профессиональной деятельности от нескольких дней до 48 лет. Также при поддержке Тюменского регионального научно-исследовательского центра «Регион здоровья» было проведено дополнительное исследование на отдельной выборке спортсменов (115 респондентов), занимающихся зимним плаванием.
В ходе работы авторы проводили анкетирование. Анкета содержала блок с вопросами социально-демографического характера, а также ряд психодиагностических инструментов, а именно:
Шкала страсти к делу (Passion Scale, PS);
Шкалы позитивного и негативного аффекта (ШПАНА) Е.Н. Осина; (русскоязычный аналог опросника Positive and Negative Affect Schedule ( PANAS);
Опросник профессиональной мотивации (Осин Е.Н. и др., 2017);
Визуальная аналоговая шкала для оценки удовлетворённости работой (Vermeir et al., 2018);
Шкала удовлетворённости жизнью (Satisfaction With Life Scale, SWLS) (Осин Е.Н., Леонтьев Д.А., 2020).
Утверждения, характеризующие гармоничную страсть, согласно адаптированной шкале страсти:
«Это занятие дарит мне богатые переживания».
«То новое, которое я открываю для себя в этом занятии, позволяет мне ценить его ещё сильнее».
«Это занятие оставляет у меня незабываемые впечатления», «Это занятие позволяет мне проявлять мои лучшие качества».
«Это занятие находится в гармонии с другими моими жизненными делами».
«Это занятие — моя страсть, с которой я всё же могу справиться».
«Я полностью увлечён этим занятием».
Утверждения, характеризующие одержимую страсть:
«Я не могу жить/с трудом представляю себе свою жизнь без этого занятия».
«Желание этим заниматься настолько сильное, что я не могу от него удержаться».
«Я испытываю эмоциональную привязанность к этому занятию».
«Мне сложно контролировать свою потребность в этом занятии».
«Я испытываю практически одержимое влечение к этому занятию».
«Моё настроение зависит от того, могу ли я заниматься этим делом».
Спортсмены, занимающиеся зимним плаванием, заполняли анкету с вопросами социально-демографического характера и Шкалу субъективной оценки здоровья (Self-assessed Health Status, SAHS) в модификации А.А. Лебедевой и В.Ю. Костенко, состоящую из стандартного вопроса ВОЗ о том, как человек оценивает своё здоровье, и четырех дополнительных вопросов для самооценки физического, психологического, психического и духовного здоровья.
Что получили?
Результаты показали, что русскоязычная версия шкалы страсти является надёжным и валидным инструментом для оценки гармоничного и одержимого типов страсти в профессиональной деятельности. Русскоязычная версия, как отмечают авторы, обладает двухфакторной структурой, обнаруженной при разработке оригинальной шкалы и адаптации её иностранных версий.
В ходе исследования также выяснилось, что оба типа страсти к делу статистически значимо положительно предсказывают позитивный аффект(состояние приятной вовлеченности, высокой энергичности и полной концентрации в противовес унынию и безынициативности) и автономную профессиональную мотивацию. Как и в предыдущих исследованиях, гармоничная и одержимая страсти равным образом позитивно предсказывали удовлетворённость работой и удовлетворённость жизнью. Это свидетельствует в пользу критериальной валидности русскоязычной версии, комментируют ученые.
В ходе второго исследования обнаружилось, что страсть к делу частично предсказывает самооценку здоровья у адептов зимнего плавания. В частности, гармоничная страсть оказалась позитивным предиктором самооценки физического, психологического и духовного здоровья, а одержимая — негативным предиктором самооценки физического, психологического, психического и духовного здоровья.
Очевидно, что гармоничная страсть к делу контролируется личностью и приводит к благополучию, а одержимая, наоборот, сама контролирует личность и способствует наращиванию психологического дистресса, отмечают авторы.
«Так, по аналогии с теоретическими размышлениями о любви, страсть к определённому занятию может переживаться как чрезмерная охваченность, доводящая человека до неумеренности и разрушающая в итоге его образ жизни и здоровье или даже саму личность, а может проявляться в форме любви к делу, страстной, но вместе с тем принадлежащей субъекту и позволяющей ему оставаться в творческой, рефлексивной позиции», — комментируют учёные.
Зачем это нужно?
Адаптированная и апробированная русскоязычная версия шкалы страсти может быть использована в консультационных и диагностических целях для оценки гармоничной и одержимой страсти в учебной, профессиональной и спортивной деятельности. Так, среди спортсменов шкала может быть применима для профилактики психологических травм и психологического дистресса.
Также инструмент может быть полезен в сфере HR и карьерном консультировании. Согласно, данным исследований, гармоничная страсть сотрудников позитивно связана с их удовлетворённостью карьерными достижениями, автономной профессиональной мотивацией и психологическим благополучием, в то время как одержимая страсть связана с ними негативно. Кроме того, последняя положительно коррелирует с депрессией сотрудников, их эмоциональным выгоранием, психологическим дистрессом и конфликтом между работой и личной жизнью.
Авторы исследования:
Алена Золотарева, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Лариса Марчук, стажер-исследователь Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Анна Лебедева, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ
Анна Фам, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ
Антон Яркин, Научно-образовательный центр «Регион здоровья», Тюмень
Автор текста: Селина Марина Владимировна