• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Удовлетворенность потребностей в компетентности и автономии как условие внутренней мотивации научной деятельности аспирантов

2 октября в Лаборатории состоялся аспирантский семинар, на котором выступила аспирантка 1 года обучения Аспирантской школы по психологии Марчук Лариса с докладом «Удовлетворенность потребностей в компетентности и автономии как условие внутренней мотивации научной деятельности аспирантов»

В последнее десятилетие количество аспирантов снижалось, эффективность аспирантуры остается на низком уровне. Психологическое здоровье и благополучие аспирантов существенно ниже среднего в популяции, поэтому значительная часть исследований сфокусирована на психологических аспектах аспирантского опыта. В российских исследованиях используется преимущественно социологический подход к сбору данных и изучаются главным образом внешние факторы. Мотивация относится к числу важнейших внутренних или психологических факторов и выступает средством прогнозирования эффективности и результативности разных видов деятельности. В одних своих формах она является предиктором достижений, настойчивости, тогда как другие ее формы могут предсказывать отсев или «академическое самоубийство». Существующие исследования, проведенные в рамках теории самодетерминации, показывают, что удовлетворенность базовых психологических потребностей аспирантов в автономии и компетентности и их поддержка академическим сообществом и, прежде всего, научным руководителем, являются источниками автономной мотивации, которая, в свою очередь, является важным фактором благополучия и успешности аспирантов. В данном исследовании предпринята попытка на основе теории самодетерминации рассмотреть вклад мотивационно-психологических факторов, таких как поддержка и удовлетворенность базовых психологических потребностей, типы мотивации в удовлетворенность аспирантов обучением и намерения их отсева из аспирантуры. Обсуждается разный вклад каждой базовой потребности в изучаемые зависимые переменные.

Научный руководитель – Тамара Олеговна Гордеева, профессор, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.