Мотивация научной деятельности аспирантов
Сотрудница Лаборатории Лариса Марчук рассказала о своем диссертационном исследовании, посвященном мотивации научной деятельности аспирантов
– Лариса, добрый день, расскажите про тему своей диссертации, как вы ее выбрали?
Тема моей диссертации официально называется «Удовлетворенность потребностей в компетентности и автономии как условие внутренней мотивации научной деятельности аспирантов», а по сути, мы изучаем влияние средовых факторов, и, в частности, стиля научного руководства, на мотивационные переменные, а также показатели благополучия и результативности аспирантов. Эта тема является логическим продолжением темы моей магистерской диссертации «Мотивационные предикторы удовлетворенности обучением и благополучия аспирантов». Она нашла меня сама как одна из актуальных проблем образования и науки, связанная с неудовлетворительными показателями деятельности аспирантуры в России (снижение количества аспирантов и защит диссертаций, высокий отсев и пр.). С учетом моего профессионального опыта в консультировании такое появление темы извне для меня не является проблемой в силу привычки работать с темами заказчиков. Но знаю, что некоторым аспирантам бывает важно заниматься темой, которая появляется из внутреннего интереса или мотивации. Поэтому такой аспект аспирантского опыта как степень самостоятельности выбора темы и научного руководителя тоже является предметом моего интереса и, надеюсь, будет раскрыт в рамках моей диссертации.
– Как идет работа над исследованием, на каком этапе вы сейчас находитесь?
– Что самое сложное в работе над диссертацией?
Для меня, как не вполне типичного аспиранта и исследователя, пришедшего в науку в зрелом возрасте, самым сложным является переход на научный язык повествования и изложения, а также обучение двум параллельным формам научных текстов: краткой и лаконичной - в статьях, более развернутой – в тексте диссертации. Иначе говоря – различные аспекты навыков академического письма. Вторая сложность для меня скорее психологическая – это преодоление так называемого синдрома самозванца, который впрочем бывает характерен для некоторых аспирантов согласно исследованиям. Сейчас, по прошествии почти двух лет аспирантуры, могу утверждать, что моя исследовательская идентичность только начинает оформляться. Также достаточно сложным для меня, несмотря на экономическое образование и многие годы работы с цифрами, является освоение количественных методов исследования в социальных науках с применением различных программных средств.
– Какие публикации у вас уже есть, а какие планируются к выходу?
В печати находится рукопись эмпирического исследования «От чего зависят удовлетворенность аспирантурой и намерения ее завершения у современных аспирантов?». На рассмотрении находится рукопись психометрического исследования «Стили научного руководства и их диагностика: разработка нового исследовательского инструмента». В работе сейчас находятся две рукописи с результатами количественного (рабочее название – «Связь стиля научного руководства с мотивацией, благополучием и выгоранием аспирантов») и качественного эмпирических исследований. Имеются задумки и заделы еще ряда исследований, о которых пока рано говорить до исполнения обязательной программы аспирантуры в части исследований и публикаций.
- Что бы вы рекомендовали будущим аспирантам, особенно в связи с темой вашего исследования?
Я бы рекомендовала обращать внимание на следующие аспекты своего уникального аспирантского опыта. Во-первых, быть чуткими и внимательными к своим базовым психологическим потребностям, которыми согласно теории самодетерминации Р.Райана и Э.Деси являются потребности в автономии (стремление контролировать собственные действия и поведение, быть их независимым инициатором), компетентности(стремление чувствовать себя эффективным деятелем, способным справляться со сложными задачами) и связанности (стремление к установлению отношений, дающих ощущение принятия, понимания, поддержки). Во-вторых, выстраивать научный альянс со своим научным руководителем на основе уважения, доверия, признания важности удовлетворенности базовых психологических потребностей обоих участников альянса. В-третьих, находить баланс между индивидуальным стилем и темпом исследовательской работы и объективными требованиями публикационной активности, особенно с учетом текущей обстановки в научных журналах со сроками рассмотрения и публикации рукописей. И, наконец, уделять время разным граням своей жизни, как минимум личной, профессиональной и исследовательской, имея в виду популярный «мягкий» навык их балансирования - Life-work-learning balance.
– Как в целом проходит ваше обучение в аспирантуре Вышки?
Самым приятным аспектом учебы в аспирантуре и научной работе для меня является возможность заниматься не только диссертационным исследованием, но и другими исследованиями, которые могут произрастать из личного интереса, коллабораций с другими аспирантами и студентами, а также возможность обсуждать в рамках исследовательских семинаров и встреч множество других интересных исследований, которыми занимаются коллеги. В целом же я склонна рассматривать аспирантуру как долгосрочную интервенцию по развитию личности в целом в большей, возможно, даже степени, чем только исследовательской ее части.