• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Саморегуляция в теории Ю. Куля: результаты новых исследований

В лаборатории прошел онлайн семинар с участием Митиной Ольги Валентиновны, кандидата психологических наук.

Саморегуляция в теории Ю. Куля: результаты новых исследований

Ольга Валентиновна представила серию исследований, посвященных саморегуляции и её взаимосвязи с другими психологическими и социально-демографическими переменными. 

Первая часть выступления была посвящена психометрическим характеристикам инструмента для измерения саморегуляции по модели Ю. Куля. В исследованиях было подтверждено, что опросник саморегуляции, переведенный на русский язык, является адаптированной, качественной психодиагностической методикой, может быть использован для группового тестирования в больших и малых группах, в бланковом и компьютерном вариантах. 

В работе на репрезентативной выборке жителей г. Владимира исследователь показала, что саморегуляция изменяется как со временем, так и под влиянием социальной ситуации. Также саморегуляция может являться предиктором и медиатором по отношению к субъективной (удовлетворенность жизнью) и объективной (социальная) успешности. Дополнительным выводом исследования стало то, что социологический опрос, предполагающий поквартирный обход дает смещенную выборку в психологическом аспекте. Психологические исследования (опрос студентов, метод «снежного кома») дают нерепрезентативную в социально-демографическом аспекте, но более представительную в плане изменений психологических показателей выборку.

Другое исследование на выборке 1362 респондентов было посвящено связи саморегуляции с переживанием пандемии, вызванной вспышкой COVID-19. Было показано, что позитивная саморегуляция, включающая самодетерминацию и самомотивацию, а также доступ к себе, способствуют улучшению психологического благополучия, а самоконтроль и ощущение жизненного стресса, наоборот, снижают его. Самоконтроль является наиболее важной компонентой саморегуляции с точки зрения усиления всех компонентов картины болезни COVID-19. С другой стороны, было показано, что влияние самоконтроля на представление о возможности контролировать болезнь амбивалентно: с одной стороны самоконтроль снижает психологическое благополучие и тем самым опосредованно снижает представления о возможности контроля болезни, с другой стороны, обнаружилось, что чем выше самоконтроль у человека, тем в большей степени он полагает возможным контролировать пандемию COVID-19.

Третье, «локальное», исследование было проведено на выборке 122 студентов Вятского Государственного университета. Оно было посвящено роли саморегуляции во взаимосвязи интеллекта и академической мотивации. Выяснилось, что в зависимости от уровня интеллекта более эффективными с точки зрения успешности обучения являются различные виды и уровни саморегуляции. Так, для студентов с более низким уровнем психометрического интеллекта более выгодной относительно академической успешности является низкая волевая активность. Студенткам с высоким уровнем психометрического интеллекта таких специализаций, как «дошкольное образование», «начальное образование» и «дополнительное образование» достичь высокой академической успеваемости помогает более высокое самоопределение. 

После выступления Ольги Валентиновны состоялась сессия вопросов и ответов. Вопросы слушателей касались валидизации инструмента для измерения саморегуляции, особенностей саморегуляции у жителей разных (по количеству жителей) городов. 

Обсуждение результатов исследования затрагивало вопрос о сравнении интеллекта и саморегуляции относительно успешности в жизни, а также соотношении интеллекта, личностных черт и саморегуляции.

Презентацию можно скачать ниже:

Саморегуляция Митина (PPTX, 1.34 Мб)